Репликация в Hyper V 3

Чем репликация отличается от той же резервной копии и может ли она ее заменит? Резервная копия, обычно, сохраняется на бэкап сервер или в хранилище (SMB, FTP). Во время выполнения задания резервного копирования данные сжимаются и дедуплицируются, для экономии места. Еще бэкап часто делается инкрементным. Все вышеперечисленные факторы влияют на время восстановления из резервной копии, оно необходимо для копирования информации обратно на производственный сервер, для обратного «разжимания» архива, склейки инкрементов. А какое время требуется вам для восстановления 1-го, 2-ух, 5-ти серверов?

Репликация – это другой подход. Во время работы виртуальной машины на одном из серверов (primary server), на соседнем сервере (replica server) создается ее полная копия, всегда готовая к запуску. Причем можно сохранять сразу несколько реплик, за счет мгновенных снимков (snapshot) и запускать любую из них. Например, у меня на стенде репликация происходит каждый час и сохраняются 4 последние реплики. Для репликации не требуется внешнее хранилище, она легко может делаться с сервера на сервер по локальной сети, естественно, что по расписанию передаются только изменения, а не вся виртуальная машин целиком.

 
Приступим к настройке репликации в Hyper V 3. Основной сервер у меня на базе Windows server 8, а другой – это бесплатный Hyper V 8 server. Общего хранилища нет.
1. Переходим в Hyper V Manger из Server Manager.
2. Сначала заходим в настройки сервера, на который будут делаться репликации (replica server).
3. Здесь мы должны включить функцию данного сервера, чтобы он принимал репликацию с других серверов. Делается это очень просто, ставим галочку напротив «Enable this computer as a Replica server». Обязательно нужно указать порт аутентификации, я указал 80. И выбрать хосты Hyper V, которые смогу производить репликацию на этот сервер. «Allow replication from any authenticated server» - всем серверам, которые указали необходимый логин и пароль, разрешено делать репликацию на этот сервер. Либо можно точно указать, у каких хостов будет на это разрешение.
4. Теперь мой сервер, на котором установлен, Hyper V 8 server почти готов. У него по умолчанию в windows firewall закрыт 80-ый порт, по которому должна проходить процедура аутентификации. GUI на этом сервере никакого нет, поэтому подключаемся к этому хосту по RDP, и в командной строке вводим следующее -  netsh advfirewall firewall add rule name=”HVReplica” dir=in action=allow protocol=TCP localport=80

5. Переходим к настройке primary server, а точнее виртуальной машины, которую мы будем реплицировать. Ведь виртуальная машина может мигрировать с сервера на сервер, репликация прерываться не должна, поэтому это функция не Primary server, а самой виртуальной машины. В Hyper V Manager кликаем правой кнопкой по ВМ, и выбираем пункт «Enable Replication»
6. Запускается мастер настройки. В нем мы указываем сервер назначения
 7. Параметры аутентификации
8. Выбираем, какие диски виртуальной машины мы будем реплицировать. 
 9. Параметры репликации. Здесь я выбрал, что нужно сохранять 4 последние реплики, а делать репликацию нужно каждый час.
10. Первый запуск репликации – это полное копирование жестких дисков виртуальной машины. В случае, если у вас реплика будет создаваться в удаленном ЦОД и траффик не без лимитный, есть вариант на флешке или жестком диске отвести туда бэкап виртуальной машины, и только после этого включить репликацию.

11. После этого реплика запускается, через несколько дней после настройки у меня все работало без сбоев. Выглядит это так. Выключенная виртуальная машина с 4-мя снапшотами.

Виртуализация с использованием общего хранилища

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Использование общего хранилища – это наиболее правильный путь построения виртуализации в компании. Другой разговор, что на Систему  Хранения могут просто не выделять бюджет, ведь стоит она как несколько серверов.

Какие СХД подходят для виртуализации?

Аппаратные дисковые системы начального уровня делятся по типу подключения к серверам.

FC – оптический канал подключения, дорогой, но надежный. Скорость 4Gbit/s или 8Gbit/s
iSCSI – подключение по локальной TCP/IP сети. В Windows server встроен свой iSCSI коннектор, чтобы монтировать в ОС логические разделы на системе хранения. Скорость, обычно, 1Gbit/s, т.к. построение 10Gbit/s сети по-прежнему очень дорогое удовольствие
SAS – это тот же способ подключения, по которому у вас в компьютерах и серверах подключены жесткие диски. Очень надежное и недорогое решение. Скорость 6Gbit/s. Мы постоянно используем в проектах IBM DS3512 (3.5” диски) или IBM DS3524 (2.5” диски)

Отказоустойчивость аппаратных систем хранения очень высокая, в них нет единых точек отказа, все компоненты дублируются.

Также существуют программные решения, например, StarWind для создания отказоустойчивых iSCSI хранилищ или бесплатный FreeNAS. Системы хранения, построенные на основе программ, на удивление, стабильно работают и справляются с нагрузкой на уровне аппаратных СХД.

Все вышеперечисленное не раз освещалось на нашем сайте, это пройденный материла, готовый к работе с Hyper-V 3.0.Но Microsoft предлагает еще один путь, использовать как хранилище SMB 2.0 share, которую можно создать встроенными средствами Windows server 8. Концепция мне лично нравится, все может работать на программах одного производителя.

Чуть позже я покажу, как настроить такую «шару».

Если файлы виртуальной машины будут находиться в такой папке, то миграция ВМ с сервера на сервер будет происходить очень быстро, ведь перемещать придется только оперативную память. Появится возможность  настроить отказоустойчивый кластер, если сервер с общим хранилищем будет независимым от хостов Hyper-V.

{chronoforms}orders{/chronoforms}

Live Migration без общей системы хранения данных (СХД)

order

Живая миграция виртуальных машин без подключения общей системы хранения данных дает возможность небольшим компаниям, у которых нет больших бюджетов на ИТ, пользоваться технологиями виртуализации. Раньше, чтобы перенести ВМ с одного сервере на другой, нужно было останавливать работу компании, выключать виртуальную машину, копировать ее на другой сервер. С Hyper V 3 достаточно просто указать место назначение, куда должна переехать виртуальная машина.

Чтобы миграция состоялась, хосты с ролью Hyper-V 3.0 должны быть членами одного домена и должны быть доступны друг другу по сети. Процесс миграции должен запускаться от имени администратора домена. Если процессоры в серверах у вас не одинаковые, то нужно поставить соответствующую галочку в настройках виртуальной машины.

 

 

 

 

 

 

 

Если все вышеперечисленные требования выполнены, можно приступать к запуску миграции. Для этого в консоли Hyper-V Manager выбираем сначала хост, на котором запущена виртуальная машина, затем кликаем правой кнопкой мыши по самой виртуальной машине и выбираем действие Move

 

 

 

 

 

 

 

После этого запустится мастер миграции, который первым пунктом предложит выбрать, что вы собираетесь мигрировать? Первый вариант, миграция виртуальной машины целиком вместе с файлами, либо, если бы была подключена общаяя СХД файлы виртуальной машины можно было бы не перемещать. Второй вариант, это миграция только файлов виртуальной машины. В нашем случае, перемещение с сервера на сервер, возможно только перемещение ВМ целиком.

 

 

 

 

Теперь задаем на какой сервер Hyper-V переезжает наша витуальная машина. Нужно указать доменное имя.

  

 

 

 

Определяем параметры миграции. Можем перенести ВМ целиком со всеми файлами. Можем перенести файлы виртуальной машины в разные места, например, снапшоты в одно место, диски в другое. И третий вариант перенести только саму виртуальную машину, сработает, если файлы виртуальной машины находятся в общем хранилище.

 

 

 

 

 

Так как моя цель - это миграция все машины целиком с сервера на сервер без общего хранилища, то последним шагом нужно выбрать где на новом сервере (в какой папке) будет располагаться ВМ.

 

 

 

 

 

После чего можно запустить миграцию, как вы видите все предельно просто и понятно, и бесплатно.

Вернуться к общему описанию Hyper V 3.0